Machinewiremesh.ru

Стройка, мебель и декор
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Добыча сырья при производстве цемента

Добыча сырья при производстве цемента

В рамках программы «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» по созданию эффективного кадрового резерва инженерно-технические работники всех предприятий ознакомились с передовыми технологиями ведения горных работ на площадке предприятия «Мордовцемент».


«Добыча полезных ископаемых лежит в самом начале цепочки производства цемента, поэтому задача горняков «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» бесперебойно обеспечивать производство всем необходимым сырьем», — отметил руководитель департамента горных работ Виктор Гуськов. Он представил для участников обучающего курса обзор технологий разработки, горно-транспортного оборудования и технологических схем, применяемых на карьерах Холдинга.

Предприятия «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» добывают сырье в собственных карьерах нерудных материалов, запасы которых рассчитаны на многие десятилетия эксплуатации. Важным аспектом горных работ является экология. Карьеры Холдинга перешли на передовые технологии безвзрывной добычи, значительно снизив воздействие производства на окружающую среду. Кроме того, именно горняки обеспечивают рекультивацию карьеров после выработки.

В течение 2 дней сотрудники, входящие в кадровый резерв Холдинга, изучали основные технологические процессы при ведении горных работ, осваивали материал по планированию и организации горного производства, рассматривали вопросы рациональных технических решений при подготовке проектной документации на разработку месторождений.

В карьере «Мордовцемента» была организована практическая часть семинара. Начальник горного цеха Сергей Бочкарев и главный маркшейдер завода Александр Данилов рассказали о системах разработки карьера, горном оборудовании, используемом при ведении добычных и вскрышных работ, а также об инвестиционных проектах, реализованных Холдингом за последнее время, результатом которых стала стабильная работа карьера.

На этапе вскрыши успешно эксплуатируется уникальная техника — роторный экскаватор в комплексе с перегружателем и отвалообразователем, что позволяет заменить несколько экскаваторов и в непрерывном режиме эффективно перемещать значительные объемы вскрышной массы. На добыче мела задействованы уникальные для цементного производства 2 электрических экскаватора Komatsu. Доставку из карьера осуществляют сочлененные самосвалы VOLVO грузоподъемностью до 39 тонн.

«Мне был очень интересен и полезен этот учебный курс, на обучении мы не только получили новые знания, навыки и опыт, но также открыли для себя возможности профессионального и карьерного роста», — отметил участник семинара начальник отделения помола цемента предприятия «Ахангаранцемент» МирмухсинУмиров.

«ЕВРОЦЕМЕНТ груп» на постоянной основе реализует мероприятия по профессиональной подготовке и повышению квалификации персонала. Для реализации этих задач в Холдинге на базе Корпоративного университета проходят обучающие курсы, тренинги, лекции и практические занятия с ведущими экспертами отрасли.

§ 8. Добыча сырья, его транспортирование и хранение

Добыча сырья. Цементные заводы строятся, как правило, вблизи месторождений основных сырьевых материалов — известняка и глины. В этом случае уменьшаются транспортные затраты и отпадает необходимость создавать на заводе большие запасы сырья.

Месторождения сырья в цементной промышленности чаще всего разрабатывают открытым способом, при котором добыча ведется непосредственно с поверхности земли. Часто слой горной породы закрыт пустой породой, поэтому в комплекс горнодобывающих работ входит удаление этой пустой породы — вскрышные работы. Вскрышные работы проводят в теплое время года, так как зимой уда 1 ять замерзший грунт трудно. Отношение толщины полезного ископаемого к толщине пустой породы колеблется соответственно от 1 : 0,5 до 1 : 3. На цементных заводах мощность вскрыши составляет от 0,2 до 7 м, а иногда доходит до 20 м.

Читайте так же:
Очиститель цементных поверхностей от

Карьеры цементного сырья разрабатывают одним или несколькими уступами. Высота уступа для твердых пород ограничивается типом экскаваторов и обычно составляет 10—15 м, а для мягких — 8—10 м.

Способ добычи зависит от физико-механических свойств сырья. Мягкие нескальные породы добывают методом прямой экскавации, при котором одноковшовые экскаваторы выполняют две операции: отделяют породу от пласта и грузят добытое сырье.

В цементной промышленности используют экскаваторы с ковшом емкостью до 8 м3 и производительностью при разработке мягких пород до 400 тыс. м3/г.

Для разработки мела и глины иногда применяют гидромеханический способ — размывку породы струей воды под давлением. При этом способе добычи в технологическую схему производства включаются сгустители шлама, так как влажность пульпы шлама составляет 80%- Круглогодовая добыча сырья гидромеханическим способом требует в северных районах утепления забоев и прокладки трубопроводов.

При добыче скальных пород их разрыхляют взрывом, а затем экскаваторами загружают в вагоны или автосамосвалы.

Транспортирование сырья. Способ доставки добытого сырья определяется его свойствами, способом добычи, рельефом местности, расстоянием от карьера до завода и технико-экономическими показателями для различных видов транспорта. Используют следующие способы транспортирования сырья: железнодорожный, автомобильный, с помощью воздушно-канатных дорог, ленточных конвейеров и гидротранспорта. Наиболее высокие капиталовложения— при воздушно-канатном и железнодорожном способе транспортирования, самые низкие — при автомобильном. Однако эксплуатационные расходы при доставке сырья автотранспортом более высокие, самые низкие они при использовании воздушно-ка- натных дорог и ленточных конвейеров.

Подвесные канатные или воздушно-канатные дороги служат для транспортирования сырья по сильно пересеченной местности. На такой дороге устраивают погрузочную и разгрузочную станции, а при извилистой трассе устанавливают одну или несколько промежуточных угловых станций. Карбонатный компонент дробят в карьере и подвозят автотранспортом к погрузочной станции воздушно-канатной дороги.

Ленточными конвейерами доставляют на завод мягкие, рыхлые и мелкокусковые породы при сравнительно небольших расстояниях и благоприятных климатических условиях.

Гидротранспорт применяют при транспортировании мягких сырьевых материалов (глины, мела). В этом случае их вначале обрабатывают в установленной на карьере болтушке или мельнице самоизмельчения «Гидрофол».

Разгрузка и хранение сырья. На цементных заводах целесообразно иметь запас сырья или шлама, который обеспечивал бы непрерывную работу на случай прекращения добычи сырья в карьере (непогода, авария экскаваторов или транспортных устройств). Установлены следующие нормы запасов материалов, сут.: известняка — на 5; корректирующих добавок — на 15—20; гипсового камня — на 30—40; гидравлических добавок — ка 15—20; твердого топлива — на 10—15; жидкого топлива — на 15.

Нормативные запасы сырьевых материалов, клинкера, топлива, гипса, корректирующих и других добавок хранят на складах (шихтовальных дворах), которые обеспечивают бесперебойность технологического процесса, а также шихтование материалов.

Читайте так же:
Все для выгрузки цемента

Разгрузочно-погрузочные работы на территории складов выполняют с помощью различных средств механизации: мостовых кранов с грейфером, разгрузчиков, мостовых перегружателей (козловых кранов), электрических талей, ленточных конвейеров и другого оборудования. Выбор механизмов и схемы организации разгрузоч- но-погрузочных работ и складских операций определяется величиной грузопотока и видами транспортных средств доставки грузов.

С открытых платформ материал разгружают скребковым разгрузчиком. Платформа медленно продвигается над приемным бункером и одновременно с нее в бункер сгребается материал скребком, совершающим возвратно-поступательное движение. Из приемного бункера материалы посредством одного или системы ленточных конвейеров передаются на склад.

При очень больших грузопотоках применяют стационарные опрокидыватели вагонов. При опрокидывании вагона материал ссыпается в приемный бункер, откуда затем подается на склад.

Смотрите также:

Способы добычи и транспортирования этого сырья практически ничем не отличаются от способов добычи и транспортирования нерудных материалов. Работы связанные с добычей, транспортированием, обогащением и хранением.

Хранение древесины. Древесное сырье для производства древесноволокнистых плит поступает на деревообрабатывающие
На кору древесины с неровной поверхностью во время транспортирования оседают ил, песок, частицы грунта и другие мелкие.

При транспортировании цемент должен быть защищен от воздействия влаги и загрязнения.
Гравийно-песчаные и песчаные заводы с гидромеханизированным способом добычи сырья.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение изделий. Требования к качеству изделий.
Поскольку сырьем для производства изделий с лаковой живописью служат в основном древесно-волок- нистые материалы и металлы, то.

• правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива — недопущение потерь и снижения качества
• сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья от места добычи к месту его переработки

Добыча сырья для производства цемента, его транспортирование и хранение.

Сырье, необходимое для изготовления цемента, добывают, как правило, в карьерах, расположенных вблизи заводов. На привозном сырье, удорожающем производство, работают редко. Целесообразно привозить только те материалы, которые употребляются в небольших количествах, например корректирующие добавки.

Весьма важны не только химический состав сырья, но и его физические свойства. К ним относятся: крепость породы, угол ее естественного откоса, влагоемкость, водопроницаемость, разрыхляемость (степень увеличения объема после добычи по сравнению с массивом горной породы), объемный вес, предел прочности при сжатии и ударе. Изучая условия залегания, необходимо определить мощность вскрыши, характер залегания полезного ископаемого, чередование различных пластов сырья и их мощность, угол наклона этих пластов, уровень и приток грунтовых вод и т. д.

В процессе разработки карьера уточняют свойства сырья и условия его залегания. Это осуществляется путем опережающих разведочных работ, на основании результатов которых составляют опережающую карьерную сетку с указанием химического состава сырья, его свойств и условий залегания.

Сырье в карьерах цементных заводов обычно добывают открытым способом одним или несколькими уступами. Предварительно вскрывают полезное ископаемое, т. е. удаляют покрывающие его породы и земляной нанос. Кроме того, готовят подъездные пути, по которым отвозят породу и доставляют к заводу полезное ископаемое. Пустую породу перевозят в опрокидываемых вагонетках и сваливают в выработанные места карьеров. Для нормальной эксплуатации карьера необходимо, чтобы работы по удалению пустой породы (вскрыши) шли с достаточным опережением основных работ по добыче (не менее 8-10 месяцев). Вскрышные работы проводят обычно в теплое время года, так как зимой удалять замерзший грунт трудно. Отношение между мощностью полезного ископаемого и мощностью вскрыши колеблется в известняковых карьерах от 1 : 0,5 до 1: 3. Высота отступа для твердых пород обычно составляет 10-15 м, а для мягких — 8-10 м.

Читайте так же:
Как замешивать цементный раствор для стены

Вскрышные работы, а также добыча сырья в карьерах при мягких породах могут осуществляться экскаваторами или гидромеханическим способом — путем размывания породы струей воды, подаваемой под давлением. При твердых породах куски их отделяют от горного массива взрывом, после чего экваторами загружают в вагонетки или автосамосвалы и доставляют в сырьевое отделение завода.

Добытое в карьере сырье, а также прибывающие по железной дороге топливо и другие материалы перевозят в различных транспортных устройствах. Если карьер находится на расстоянии более 8 км от завода и в нем добывается большое количество сырья, то при надлежащем рельефе местности используют железнодорожный транспорт широкой колеи (1524 мм) и перевозят сырье в саморазгружающихся вагона думпкарах грузоподъемностью 60 т и более. При расстоянии примерно до 8 км целесообразно применять автомобили-самосвалы грузоподъемностью 5-45 т.

Для транспортирования сырья по сильно пересеченной местности служат подвесные канатные или как их иначе называют воздушноканатные дороги. Они состоят из двух стальных несущих канатов, по которым движутся четырехколесные вагонетки емкостью до 1,5 м3 и ведущего тягового каната для передвижения вагонеток. По одному несущему канату движутся груженые, а по другому — порожние вагонетки. На такой дороге имеются погрузочная и разгрузочная станции, а при извилистой трассе устанавливают еще одну или несколько промежуточных угловых станций. Карбонатный компонент при воздушноканатной дороге дробят в карьере и подвозят автотранспортом к погрузочной станции.

Мягкие, рыхлые и мелкокусковые породы можно доставлять на завод при сравнительно небольшом расстоянии и благоприятных климатических условиях ленточными конвейерами мягкие сырьевые материалы (глину, мел) можно подавать на завод гидротранспортом. В этом случае их вначале обрабатывают в установленной на карьере болтушке.

Южгипроцемент разработал конструкцию комбайна для добычи, переработки и гидротранспорта мягких пород. Сырье добывают с помощью вращающегося ротора с ковшами. Ленточный транспортер доставляет материал в мельницу — мешалку. Образующийся шлам откачивается насосом и по магистральному шламопроводу поступает на завод. Вся установка находится на гусеничном ходу и передвигается по мере продвижения забоя.

Наиболее высоки капиталовложения при воздушноканатном и железнодорожном транспорте, самые низкие при автомобильном. Однако эксплуатационные расходы при доставке автотранспортом более высокие. Самые низкие они при использовании воздушноканатных дорог и ленточных конвейеров.

На крупных заводах целесообразно всегда иметь запас сырья или шлама, который обеспечил бы непрерывную работу на случай прекращения добычи сырья в карьере (непогода, авария экскаваторов или транспортных устройств). Для хранения нормативных запасов сырьевых материалов, клинкера, топлива, гипса, корректирующих и других добавок на заводах устраивают склады (шихтовальные дворы). Погрузочно-разгрузочные работы на территории складов должны быть механизированы. С этой целью применяют мостовые краны с грейфером, мостовые перегружатели (козловые краны), тельферы, ленточные транспортеры и другое оборудование.

Читайте так же:
Автоцистерны для перевозки цемента

Склад представляет собой бетонированную площадку, вдоль которой установлены железобетонные колонны для ферм перекрытия, несущие одновременно и подкрановые пути. Между колоннами имеются подпорные стены высотой до 6 м, что позволяет насыпать материал более толстым слоем. Часть склада, где хранится топливо, а в районах с мягким климатом и ряд других материалов, делают открытыми. В отдельных случаях применяют и силосные склады. На крупных заводах для разгрузки железнодорожных вагонов устанавливают вагоноопрокидыватели.

Сырье и биологическое разнообразие

Цементная промышленность как отрасль с большим потреблением сырья несет особую ответственность в сфере бережного отношения к природным ресурсам. С целью сокращения выбросов CO₂ в большем объеме используются альтернативные виды сырья, которые большей частью выступают побочными продуктами других промышленных процессов. В местах выемки производителей цемента возникают уникальные жизненные пространства для редких видов животных и растений. Поэтому известковые карьеры играют большое значение для сохранения видов и увеличения биологического разнообразия.

Использование сырья и эффективное использование ресурсов

Добыча природных ресурсов представляет собой основу для производства цемента. К основным видам сырья относятся известняк, известковый мергель, мел, глина, песок, гипс и ангидрит. В небольших количествах используются также бентонит, каолинит, железная руда, нефтяной сланец, трасс. Большинство цементных заводов в Германии по экологическим и экономическим причинам располагаются в непосредственной близости от мест добычи, чтобы иметь возможность на месте переработать полученное сырье и получить клинкер и цемент.

С целью бережного отношения к природным ресурсам и снижения выбросов CO2 цементная промышленность использует альтернативные виды сырья. Они образуются чаще всего как побочные продукты промышленных процессов. Кроме того, они образуются как зольные вещества при использовании альтернативных видов топлива (например, сточный ил, изношенные шины). Более 90 процентов используемых видов альтернативного сырья применяются при помоле цемента. Они включаются как основные и дополнительные компоненты в цемент, снижают соответствующее содержание клинкера и тем самым выбросы CO2. В перспективе используемые сегодня такие альтернативные виды сырья, как песок из гранулированного доменного шлака и летучая зола, больше не смогут использоваться или будут использоваться в очень небольших количествах в связи с новой энергетической политикой и изменением структуры промышленности.

Эффективное использование сырья

С целью бережного отношения к природным ресурсам и снижения выбросов CO₂ цементная промышленность использует альтернативные виды сырья. Вместе с тем, такое природное сырье, как известняк, глина, песок, гипс и ангидрит, в длительной перспективе остаются обязательными для производства цемента. Диаграмма, размещенная справа, отображает использование сырья в немецкой цементной промышленности в 2019 году.

Читайте так же:
Известь лучше чем цемент

Обеспеченность сырьем и его добыча

Добыча минерального сырья в Германии должна быть согласована в более комплексном рассмотрении с другими нуждами и интересами. Перед тем, как получить возможность добычи этого сырья, необходимо определить потенциальные области добычи или «обеспечить» их с помощью планирования. Это происходит сначала на уровне федеральной земли в рамках планов развития земель, а затем конкретизируется далее на уровне районов или административных округов в рамках региональных планов. Все чаще это приводит к конкурентному землепользованию, в связи с этим план по предоставлению ценных местных месторождений перевыполнен, а обеспеченность сырьем на постоянной основе становится недоступной для цементной промышленности.

Еще одной предпосылкой для добычи каменного и рудного сырья служит разрешение на работу карьера. Такая процедура допуска представляет сложную задачу, для решения которой требуется более продолжительный период времени, как правило, несколько лет. Для этого необходимо провести разведочные работы по определению геологических условий местности, установить контакт с органами власти, экспертами и общественности, а также подготовить множество заявочных документов. До того момента, пока разрешение вступит в неоспоримую силу, могут быть поданы возражения заинтересованными лицами, что существенно затягивает процедуру допуска.

Охрана видов и биологическое разнообразие

Места добычи сырья немецкой цементной промышленности характеризуются многообразием видов. Это возникает в связи с множеством типов биотопов на этих территориях, которых можно крайне редко встретить в немецком культурном ландшафте. Чаще всего речь идет о территориях с экстремальными условиями местоположения, которые представляют собой первоначальные жизненные пространства для специальных видов и биоценозов. Достаточно часто в местах добычи можно встретить многочисленных земноводных, например, желтобрюхую жерлянку или жабу-повитуху. Добыча сырья способствует сохранению этих видов животных, поскольку для жизни им необходим временный неглубокий водоем со стоячей водой и скудной растительностью. Даже такие вымирающие виды, как филин и сапсан, используют каменные карьеры как территории, куда они возвращаются.

Отведенные под разработку месторождений территории используются только ограниченный период времени, затем следует этап ренатурирования или рекультивации, в ходе которого территории с низкой до этого природоохранной ценностью превращаются предприятиями в высококачественные биотопы. Таким образом разрабатываемые участки немецких цементных заводов не препятствуют устойчивому развитию. С профессиональной точки зрения неоспоримым является тот факт, что заброшенные карьеры как заповедные зоны и вторичные биотопы играют положительную роль для охраны природы и видов. Частично это касается и еще работающих областей добычи, поскольку там ренатурирование начинается зачастую еще во время проведения работ по добыче.

Ценные биотопы

Известковые карьеры производителей цемента представляют собой уникальные жизненные пространства для редких видов животных и растений. Добыча сырья и охрана видов образуют прочное единство.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector