Machinewiremesh.ru

Стройка, мебель и декор
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления

Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления

Клееные грунты сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Клеевой грунт несложно приготовить, он не требует длительной просушки.

В теплый 5 — 7 — процентный раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой. Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4 — процентного клея. Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.

МАСЛЯНЫЕ ГРУНТЫ

Масляный грунт состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло. Для эластичности маслосодержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на 10 граммов льняного масла — 1 грамм касторового). Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая мастихином или шпателем, а затем флейцем.

Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около двух лет. Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи. Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века — И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других.

ЭМУЛЬСИОННЫЕ ГРУНТЫ

Эмульсионный грунт приготавливают на эмульсиях из клея и масла, где масло в виде мельчайших частиц, во взвешенном состоянии, находится в жидком клеевом растворе. По своим свойствам эмульсионные грунты стоят между масляными и клеевыми: если в эмульсионном грунте мало масла — он ближе к клеевому, если много — к масляному. Многие художники, применяющие для живописи этот вид грунта, с каждым последующим слоем увеличивают содержание масла в грунтовом составе. Это обеспечивает постепенный переход от слоя проклейки к масляному красочному слою и способствует хорошему сцеплению холста с грунтом и грунта с красочным слоем.

Самым важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении клеемасляных эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается. В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель. Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая. Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель. Яичный желток — прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1:2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт.

Выбираем грунт для живописи

Художественный эмульсионный грунт для масляной живописи никогда промышленно не производился. Причина проста: эмульсия очень не стабильна и не может долго храниться отдельно как самостоятельный продукт, а любое промышленное производство предусматривает некое хранение. Никакого оборудования для изготовления подобных эмульсий никогда не было.
Эмульсионный грунт всегда изготавливался практически ручным способом с применением автоматов-мешалок "на месте" и сразу же наносился на холст. Поэтому, когда вы покупаете эмульсионные холсты в магазинах, знаете, что их делает такой же ваш коллега по цеху, возможно даже в такой же самой мастерской, как и ваша.
Любители эмульсионного (полумасленого, масляно-клеевого) грунта, не должны забывать: вне зависимости от состава эмульсии грунту надо просохнуть минимум три месяца.
Если же вы покупаете готовые грунтованные холсты с эмульсионным грунтом, то они и вовсе могут оказаться не только непросохшими, но и пересохшими. Работа на пересохшем эмульсионном грунте, как и на масляном, приведет к появлению ранних трещин. Более того, размягчать пересохший эмульсионный грунт маслом бесполезно! Точнее, это сделать можно, но лишь облегчить письмо, но не вернет "правильную" структуру грунту.
Работать на эмульсином грунте надо в определенный промежуток равный максимум двойному сроку его высыхания. Например, если конкретной эмульсии надо высохнуть три месяца, то писать по ней можно в течение последующих 6 месяцев.
Добавлю: если в эмульсионном грунте используется хотя бы немного подпорченное масло, (а это тоже может быть, поскольку масло — натуральный компонент), то сохнуть такой художественный грунт может намного дольше. Точных данных сказать не могу, поскольку полимеризация испорченного масла может и вовсе остановиться!

Читайте так же:
Какая марка авто грунтовки лучше

Масляный грунт

То, что масляный грунт можно использовать только для масляных красок и он не предназначен для всех остальных видов водорастворимых красок, типа акрила акварели гуаши и даже многих видов темперы, знают многие. А вот то, что к масляному грунту могут подойти даже не все масляные краски — знают далеко не все. Между тем, это действительно так. Подобных случаев у меня было не мало. Обязательно тестируйте своих производителей красок на сочетание со своим масляным грунтом. Если вы чувствуете, что краски ложатся плохо, то высока вероятность того, что они также быстро от него и отстанут в скором будущем.

Лучший грунт для масляной живописи — все-таки акрил!

Однако здесь сразу необходимо внести ясность: я имею ввиду специальный промышленный художественный акриловый грунт. В Европе данный грунт называется просто "универсальный грунт" или "universal primed". Накладывается на холст такой грунт обязательно в несколько слоев, количество которых варьируется от 3 до 7 и зависит от типа холста.
Впервые универсальный грунт разработала и применила итальянская компания P.E.R. Belle Arti, затем его опыт переняла Lanificio Prato, Gencla и Caravaggio. Сейчас грунты "universal primed" применяется уже несколько десятилетий всеми европейскими производителями холстов и является своего рода золотым стандартом художественного грунта.
Почему я имею ввиду этот "универсальный грунт"? Потому что в магазинах часто продают большое разнообразие грунтов на основе акрила, состав которых может сильно отличатся друг от друга. Порой их состав отличается настолько, что в пору говорят о разных видах или подвидах акриловых дисперсии. Именно такое различие в акриловых грунтах породило множество мифов и все основные недовольства художников.
Больше того, сам по себе универсальный грунт в определённой степени отличается от классического акрилового грунта прошлого века, применение которого особенно в масляной живописи вызвало много споров.
Универсальный грунт — это самый современный акриловый грунт, который превосходит все ранее известные разновидности грунтов на основе акрила. Он фактически не имеет недостатков. Не зря его назвали именно "универсальным". Он прекрасно подходит для всех видов живописи: акриловой, масляной, темперной, а отдельные его виды подходят также даже для живописью акварелью и гуашью.
Технологии не стоят на месте и самое время пользоваться плодами этих технологий в полной мере.

Читайте так же:
Какую грунтовку используют для стул

Стирка негрунтованного холста обязательна!

Негрунтованный холст особенно российского производства перед употреблением необходимо хорошо выстирать в теплой воде, поскольку в нем могут содержаться вредные примеси (в т.ч. аппретура). Данные примеси разрушают прочность проклейки и художественного грунта вне зависимости от их типа и состава и могут изменять со временем цветовой тон красок.

Однослойная и многослойная грунтовка холста

Грунтовка холста в несколько слоев имеет преимущество перед грунтовкой в один сплошной слой. Многослойная грунтовка гораздо долговечнее однослойной. Однако при самостоятельном грунтовании холста помните, что многослойность предусматривает интервал между слоями, в течении которого эти слои должны достаточно просохнуть. Сколько конкретно требуется времени зависит от конкретного художественного грунта и его состава, однако помните: если слой недостаточно просохнет, то при наложении последующего слоя получится два плохо сцеплениях друг с другом слоя, которые по своей прочности будут уступать даже однослойной грунтовке.
Самый просто и щадящий в этом отношении является акриловый грунт для живописи. На просушку одного слоя достаточно 2-3 часа, а вот с эмульсионным грунтом не все так однозначно и срок просушки слоя зависит от его конкретного состава и доли в нем масла.

Шлифовка при грунтовании холста нужна!

При самостоятельно грунтовании холста не забывайте, что перед нанесением следующего слоя грунта, уже наложенный слой грунта не можно, а нужно отшлифовать. Шлифовка грунта сглаживает неровности засохшего грунтовочного слоя и увеличивает площадь соприкосновения со последующим его слоем и улучшает прочность сцепления. Также косметической шлифовке подлежит и финишный слой грунта.

Отчего "тянет" художественный грунт?

Все очень просто: чем больше в живописном грунте содержится пигмента, тем более грунт обладает способностью к впитыванию связующего их красок и тем больше грунт называют тянущим. Сами виды пигментов обладают разной способностью к впитыванию. Так, белила впитывают меньше, мел — больше.

Если грунт просочился на изнанку холста

Считается, что если при грунтовке холста грунт просочился на его изнанку, значит он был недостаточно проклеен. На самом деле это не всегда так. В подавляющем большинстве случаев это означает, что сам по себе холст настолько редкий и неплотный, что просто непригоден для живописи изначально.
Так же считается, что писать на таком холсте нельзя потому, что связующее из красок проникнет в холст и испортит его. На самом деле причина в другом. Грунт, проникший через нити на изнанку холста, в будущем просто "разорвет" холст и превратит живопись в сплошной кракелюр. Исправить ситуацию уже не получится. Такой холст подлежит только утилизации.

Читайте так же:
Каким средством отмыть грунтовку

Как просто проверить грунт на прочность?

Художественный грунт после высыхания не должен осыпаться при проведении по нему острым предметом, особенно мелкими кусочками. Осыпание грунта может свидетельствовать о нарушении состава грунта или технологии его производства. Безусловно этот тест не исключительный, однако, как показывает практика, он отсекает добрую половину некачественных художественных грунтов.

Проклейка холста не заменяет грунтовку холста

Среди художников часто бытует мнение, что некоторые виды художественных грунтов (одни считают, что эмульсионный, другие — что акриловый) могут заменить проклейку холста для живописи маслом. Это категорически неверно.
Проклейка холста — это пропитка холста чистым клеем. Грунтовка холста — это покрытие холста составом, в котором клей выступает только как вспомогательное вещество и то не всегда. Пропитка и покрытие — это вещи принципиально разные процедуры с разными задачами. Грунтом холст не пропитывают.

Оптимальный клей для проклейка холста для маслянной и акриловой живописи

Оптимальными клеем для проклейки негрунтованных холстов в домашних условиях является клей ПВА, а вот для готовых фабричных грунтованных холстов вполне допускается проклейка как с применением ПВА, так и желатина. Фабричная проклейка желатином, применяемая в Европе, не идет ни в какое сравнение по качеству с домашней проклейкой желатином, которая известна большинству российских художников.

Какая грунтовка лучше для масляной краски

Выберите в каталоге товары и воспользуйтесь опцией добавить к сравнению

Список избранного пуст

Ваша корзина пуста. Выберите интересующие вас товары в каталоге

Грунт и грунтовка картины

Грунт или грунтовка — это фоновая поверхность, на которой Вы пишете свои работы. Обычно это покрытие, которое физически отделяет вашу картину от материала, по которому Вы творите. Это основа картины, нанесенная на сырое полотно, бумагу и прочее. Она помогает уплотнять и защищать основу, например, удерживая льняное масло от пропитки при масляной живописи, а также обеспечивает лучшую опору поверхности для последующих слоев краски.

Грунт отличается в зависимости от размера, который уплотняет поры между волокнами основы и является необходимым первым шагом перед рисованием маслом и нанесением грунтовочного слоя.

Виды грунта
Существуют различные типы грунта в зависимости от поверхности, на которой вы любите работать, от гладкой до фактурной. Традиционно они почти всегда имеют своеобразные зубцы, чтобы краска лучше прилипала. Грунт также следует выбирать в зависимости от основы, на которой Вы работаете. Полотно имеет способность расширяться и сжиматься, поэтому для него необходима эластичная основа.

До 1950-х годов все гессо (белая малярная смесь на основе вяжущего вещества, которую смешивают с мелом, гипсом, пигментом в любой комбинации) изготавливали из животного клея. Начиная с середины 50-х годов, когда компания «Liquitex», которая специализировалась на изготовлении акриловых красок, создала первую акриловую грунтовку на водной основе, акриловый гессо заменил животные клеи и используется как под акрил, так и под масло. Многие художники используют именно акриловый гессо, поскольку он обеспечивает гибкую, прочную и клейкую поверхность для краски.

Акриловый гессо можно использовать в качестве грунта как для акриловой живописи, так и для масляной живописи, хотя при использовании масляной краски на холсте его следует наносить очень тонким слоем, поскольку он является более эластичным, чем масло, и может привести к тому, что краска со временем потрескается. Акриловый гессо идеально подходит для художественного акрила, а также его можно использовать при масляной живописи на доске или на холсте, приклеенной к жесткой основе.

Читайте так же:
Какая грунтовка подходит для дерева

Вы также можете использовать масляный грунт во время рисования маслом, например, от торговой марки «Gamblin», которая является нетоксичной альтернативой традиционному свинцовому масляному грунту и является эластичным и относительно быстро высыхает. Кроме того, из-за большего процента содержания связующего пигмента, чем в акриловом гессо, рекомендуются только два слоя такого масляного грунта, а не четыре слоя акрилового гессо.

Помните, что вы можете рисовать масляной краской поверх акрилового гессо, но не акрилом на масляном грунте.

Цветные грунты
Грунт может быть любого цвета, хотя белый — самый распространенный. Однако получить точное считывание значений и цветов на ярком белом полотне может быть трудно. Поскольку, благодаря одновременному контрасту, большинство цветов на белой поверхности выглядят темнее, чем когда они граничат с другими цветами. Многие художники предпочитают тонировать свои полотна перед рисованием. Чтобы создать цветной грунт, цвет может быть добавлен к самому грунту, или к цвету, нанесенного поверх него.

Поглощающие грунты для живописи
Абсорбирующий грунт — такой, который втягивает или впитывает краску, а не дает ей держаться исключительно на поверхности. Например, абсорбирующий грунт «Golden» — это акриловый грунт, который создает пористую поверхность, напоминающую бумагу. При нанесении в виде слоя поверх акрилового гессо он позволяет применять методы живописи с красками на водной основе, такими как акварель, ручка и чернила. Он легкий, перманентный и эластичный.

Масляный грунт для дерева: зачем он нужен и как его использовать

Дерево, безусловно, эффективный и экологичный, но при этом достаточно капризный материал. Для его защиты выпускаются различные средства, включая грунтовки. Так ли они необходимы, зачем и как применяются? Об этом и пойдет речь.

Зачем нужны грунты для дерева

Грунтовки для дерева выполняют несколько задач:

  1. Одна из важнейших с точки зрения экономии материалов – ослабление впитывающих свойств. Как известно, древесина отличается высокой паро- и воздухопроницаемостью, а значит, пористостью. В определенной степени она похожа на губку. По этой причине расход лакокрасочных материалов при работе с ней увеличивается примерно на 30 %. Грунтовки проникают вглубь дерева на 5-7 мм и заполняют поры, предотвращая перерасход краски, лака или другого финишного покрытия.
  2. Еще одно их важное свойство – защитное. Грунтовки формируют пленку (за исключением акриловых и масляных составов), которая не только служит связующим звеном между финишным покрытием и древесиной, но и предохраняет ее от воздействия влаги. В результате дерево не меняет цвет и не гниет. Добавка в такие смеси антисептических препаратов позволяет дополнительно защитить материал от плесени и грибка, а специальные компоненты делают его «неаппетитным» для насекомых-вредителей.

Надежная защита дома

Если мой дом – моя крепость, то грунт – один из рыцарей, защищающих эту крепость

Критерии выбора грунтовок по дереву

Грунтовки по дереву должны соответствовать следующим общим требованиям:

  1. Надежно защищать материал от ультрафиолетового излучения и воздействия влаги. Это главные «разрушители» древесины.
  2. Предотвращать появление плесени, грибка или насекомых.
  3. Иметь красивый внешний вид.
  4. Обладать высокой адгезией.
  5. Иметь длительный срок службы.
  6. Отличаться экологической безопасностью.

Сложность выбора

Умение правильно выбирать – это чаще всего не интуиция, а трезвый расчет

Виды грунтовок для дерева

Все грунтовки по функциональности можно разбить на три группы:

  1. К первой относятся составы, обеспечивающие антибактериальную защиту. Они уничтожают вредные микроорганизмы, находящиеся в дереве, и препятствуют появлению новых. Такие грунтовки называются антисептическими. Часто в их состав дополнительно вводятся антипирены, необходимые для огнезащиты.
  2. Во вторую входят смеси глубокого проникновения, праймеры. Они используются для повышения механической прочности древесины.
  3. К третьей относятся грунтовки для защиты материала от воздействия влаги. Они называются гидрофобными. Такие смеси часто обладают и антисептическими свойствами.

Насчитывается несколько видов грунтовок по дереву. В данном случае деление выполняется в зависимости от входящих в их состав компонентов:

  • Эпоксидные (полиуретановые) изготавливаются на основе эпоксидной краски, смешанной с растворителем. Это не самый лучший вариант с точки зрения экологичности. Кроме того, такие составы являются воздухонепроницаемыми.
  • Шеллаковые грунтовки используются для обработки древесины с выделяющейся смолой и сглаживания поверхности дерева. Они оптимальны для хвойных пород.
  • Алкидные составы похожи на эмали, но содержат больше растворителя. При применении они формируют ровную и гладкую поверхность.
  • Акриловые грунтовки не имеют запаха и безопасны для здоровья. Они оптимальны при использовании акриловых красок.
  • Силикон-акриловые составы отличаются повышенной гидрофобностью, но не сохраняют текстуру материала.
  • Масляные грунтовки характеризуются экологичностью. Они сохраняют и подчеркивают естественную фактуру материала.

Преимущества масляных грунтовок

Грунтовки могут надежно защищать дерево от воздействия влаги, но еще одно важнейшее их качество, которое следует учитывать в обязательном порядке, – экологичность. Безусловные лидеры по этому показателю – акриловые и масляные составы. Недостаток первых заключается в увеличенном расходе, потому что для получения требуемого результата наносить их необходимо в несколько слоев.

При применении масляных грунтовок вполне достаточно одного слоя. Такие составы снижают расход финишного покрытия на 15-20 %. Они легко наносятся, существенно снижают эффект растрескивания древесины и обладают водо- и грязеотталкивающим эффектом. Смеси на основе масла усиливают сцепление и защитные свойства финишного покрытия. Фактически они являются грунтовками глубокого проникновения с ярко выраженными гидрофобными свойствами.

Масляные грунтовки дружелюбны к человеку

Не все грунты настолько близки к природе, как масляные

Порядок нанесения масляных грунтовок

Процесс нанесения масляных грунтовок состоит из нескольких этапов:

    Первый этап – подготовительный. При его выполнении необходимо очистить древесину от загрязнений, жирных пятен и старого покрытия. В первом случае используется мыльный раствор с губкой, во втором – скипидар, ацетон или уайт-спирит. Для снятия старого покрытия применяются универсальные смывки или строительный фен со шпателем.

Оптимальная температура для обработки дерева грунтом – от +5 °С до +30 °С. В этом случае состав высыхает за оговоренное в инструкции время. По этой же причине работы лучше проводить в первой половине дня.

Заключение

Масляная грунтовка для дерева – не единственный вариант его защиты и подготовки к финишному покрытию. Однако по сочетанию гидрофобных, проникающих, защитных свойств и экологичности с ним вряд ли может сравниться другой аналогичный по назначению состав.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector